подкасты оНЛАЙН-ШКОЛы "ФЕЯ ТУРЕЦКОГО"
#1 ЦВЕТОЧНЫЕ ИМЕНА
В ТУРЦИИ
Какие цветочные имена распространены в Турции сейчас, с чем связана чрезвычайная любовь турок к цветам, и в чем состоит гендерный сдвиг из османской истории - ответами на эти вопросы делимся с вами в форме подкаста.
Какие названия цветов используются турками как имена? Например, как в русском – Роза?
Таких «цветочных» имен в Турции и правда немало, и однозначно больше, чем в русскоязычном пространстве. Цветы прочно увязаны в сознании турок с образом райского сада, красоты и благоухания.

Жасмин, роза, гиацинт – все эти цветы воспеты в поэзии турок, а некоторые – как тюльпан и гвоздика – получили широкое распространение в османском орнаменте. Многие из этих цветов турки-кочевники принесли с собой из степных и горных районов на территорию современной Турции и занялись их культивированием, как произошло в случае с тюльпаном.
Какие названия цветов используются турками как имена? Например, как в русском – Роза?

Таких «цветочных» имен в Турции и правда немало, и однозначно больше, чем в русскоязычном пространстве. Цветы прочно увязаны в сознании турок с образом райского сада, красоты и благоухания.

Жасмин, роза, гиацинт – все эти цветы воспеты в поэзии турок, а некоторые – как тюльпан и гвоздика – получили широкое распространение в османском орнаменте. Многие из этих цветов турки-кочевники принесли с собой из степных и горных районов на территорию современной Турции и занялись их культивированием, как произошло в случае с тюльпаном.

Османские султаны придавали огромное значение понятию «райский сад» даже сама концепция Стамбула-Константинополя свидетельствует об этом: азиатская часть города разрасталась как город-сад в противоположность старому городу -непосредственно Константинополю - с узкими мощеными улицами, доставшемуся туркам от византийцев).

Эта связь с райским садом прослеживается даже в современной популярной культуре турок. Так, в одном супер-мега хите героиня вопрошает: «Неужели я собираю цветы в раю?» (Cennetten çiçek mi topluyorum?, этой метафорой она показывает, как приятен ей запах возлюбленного, она везде пытается отыскать его).



В современной Турции цветочные имена представлены в женском варианте:

Akasya, акация

Gül Роза

Gonca бутон

Lale тюльпан

Nergis нарцисс

- все эти и многие другие имена встречаются среди женщин, но не часто. Сверх-популярными смогли стать только два:

Yasemin Жасмин (стабильно в двадцатке самых популярных имен)

И, как бы странно это ни звучало,

Defne, лавровый лист (как сказали бы у нас лаврушечка)

К примеру, в 2019 году это имя оказалось на третьем месте среди имен новорожденных девочек. Думаю, не последнюю роль в его популяризации сыграл сериал «Любовь напрокат» (Киралык ашк), где главную героиню как раз зовут Дефне. Напомню, что сериал начал выходить с 2015 года, и имя тоже, соответственно, до сих пор сохраняет свои лидирующие позиции.

Но на первых местах в рейтинге турецких имен вы не найдете цветочных компонентов. Там традиционно имена арабского происхождения, связанные с родственниками Пророка Мухаммеда или мусульманской традицией в целом.

Интересно, что имя «Роза» и некоторые другие цветочные имена в культурном поле Турции не всегда были связаны с женщинами. Долгое время такие имена носили мужчины, и это прекрасно известно поклонникам сериала «Великолепный век».

Сегодня хочу рассказать вам про самое необычное использование названий цветов в османской истории.

Это пассаж про имена евнухов – легендарных обитателей гарема. По-турецки они назывались «haremağaları», евнухи гарема.

До того, как институт евнухов прочно стал ассоциироваться с турками-османцами, он был широко распространен как на Ближнем, так и на Дальнем Востоке. Первым османским султанам эта практика была не знакома, да они и не испытывали в этом необходимости, до тех пор пока не перенесли свою столицу в Адрианополь (современный Эдирне). Случилось это в 1361 году. Статус столицы диктовал свои требования: вскоре здесь появилось много построек, в том числе султанский дворец. Копирование – излюбленная техника турок, поскольку молодая культура всегда обучается у своих старших, более опытных товарищей. Султанам запал в душу византийский обычай императорского уединения, у византийцев же турки позаимствовали принципы охраны правителя, и как следствие – вскоре появились гарем и евнухи.

После побед в различных регионах приток рабов в империю стал непрерывным. Правители покоренных стран дарили султану невольников, в том числе и евнухов. Новинка возымела успех, и в первой четверти XV века при Мехмеде І и Мураде ІІ у османов зародился целый институт евнухов.

Обычно евнухами становились невольники, которых оскопляли, отправляли во дворец и готовили к службе. Затем их переводили в качестве младших евнухов в услужение к наложницам и султаншам; там они работали под руководством кызлар-аги, или «господина девушек».

Сначала во дворце были только белые евнухи. Чернокожие появились позже, около 1475 года. Ко времени прихода к власти Сулеймана личная охрана Хюррем-султан состояла как из белых, так и из черных евнухов. По мере же роста могущества Османской империи и наполнения ее казны увеличивалось население Дворца, и соответственно, рос штат евнухов.

Они получали весьма приличное жалованье, ежегодно им было положено два халата из отличнейшего шелка, одежда и другие необходимые вещи. Помимо этого, на них как из рога изобилия сыпались подарки от обитательниц гарема.

Вот этим евнухам как раз и давали имена цветов: Гиацинт, Нарцисс, Роза, Гвоздика. Все они работали у женщин, поэтому их имена должны были вызывать приятные ассоциации - с чистотой, непорочностью и благоуханием.

Ну, а помнить об этом прецеденте османской истории, нам, конечно же, помогает сериал «Великолепный век», в котором не последнюю роль сыграли два очень колоритных персонажа: Сюмбюль-ага, то есть господин Гиацинт, и Гюль-ага, господин-Роза.

Book design is the art of incorporating the content, style, format, design, and sequence of the various components of a book into a coherent whole. In the words of Jan Tschichold, "methods and rules upon which it is impossible to improve, have been developed over centuries. To produce perfect books, these rules have to be brought back to life and applied."
Book design is the art of incorporating the content, style, format, design, and sequence of the various components of a book into a coherent whole. In the words of Jan Tschichold, "methods and rules upon which it is impossible to improve, have been developed over centuries. To produce perfect books, these rules have to be brought back to life and applied."
Follow Lucy Newton on Twitter and join the mailing list